Влияние гарнитуры шрифта на восприятие текста

Удачно подобрать гарнитуру для конкретного текста — значит продуманно увеличить круг читателей текста. Показать читателю текст так, как он хочет.

В первую очередь нужно определить, в каком именно значении будем употреблять понятие "восприятия". Следовательно, будем иметь в виду, что восприятие имеет два этапа: внешнее — общее зрительное восприятие, и восприятие содержания текста, то есть непосредственно при прочтении. Однако известно, что одним из решающих факторов при начальном общем восприятии текста, кроме цвета и общего фона, на котором он подается, является гарнитура шрифта. Известно также, что уже на первом этапе восприятия ее вид вызывает у читателя мысли относительно содержания предлагаемого текста. Потому в зависимости от того, какое именно влияние на читателя имеет гарнитура шрифта, какие предыдущие догадки относительно содержания создает, какое желание (читать или нет весь текс) вызывает у него после первого взгляда, можно говорить о непосредственном восприятии содержания текста на втором этапе.

Следовательно, эффективность восприятия текста на первом этапе прямо пропорционально зависит от такого свойства гарнитуры шрифта как удобство прочтения. Именно это свойство служит промежуточным звеном в операциях мозга между общим восприятием текста и формированием предыдущей оценки содержания, а также влияет на формирование выбора читателя — ознакомиться с текстом полностью или нет.

Известно, что все шрифты разделяются на 5-6 (в зависимости от классификационной системы) групп и одну отдельную группу дополнительных специфических шрифтов по таким признакам: засечки и их характер, пробили между буквами и рядами, соотношение между основными элементами букв, плотность (светлость и жирность шрифта), наклон букв, кегль шрифта. Именно они определяют для восприятия на первом этапе и при оценке степени удобства прочтения.

Учитывая все эти признаки, было проведено исследование, которое мало на цели выяснить влияние гарнитуры шрифта на первом этапе восприятия на определение содержания предлагаемого текста. Группам студентов было предложено пересмотреть 13 вариантов текста, набранного разными гарнитурами. Тексты не имели содержания, поскольку исследовалось восприятие первого этапа. Набраны они были 14 кеглем, но подобраны такие гарнитуры, что по размеру букв, характеру засечек, пробилив, жирности, наклоном отличались. Предложены были такие варианты характеристики содержания текста: художественный, научный, деловой, публицистический, серьезный или несерьезный, исторический или о современном.

Нужно заметить, что восприятие текста на первом этапе происходит с учетом отдельного индивидуального предыдущего опыта чаще всего на подсознательном уровне.

Следовательно, результаты исследования среди других групп людей, разных за категориями возраста, рода занятий, могут отличаться.

Получены данные занесли в таблицу.

Таким образом, наилучшие прочитанисть имеют разновидности шрифтов рубленной группы, которые придерживаются нормальных пропорций между основными
элементами и строками.

Чем больший кегль и более жирные основные элементы букв, тем более текст создает впечатление несерьезности или особенности (гарнитура детской
литературы или гарнитура выдела).

]> Рейтинг@Mail.ru