Изготовление изделий из лозы

Плетение - одно из самых давних ремесел. Оно возникло, как и керамика, раньше, чем обработка дерева, металла, которые нуждались в соответствующих орудиях производства. Его следы найдены археологами еще в неолите. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства о плетении предметов первой необходимости из античной эпохи.

Возрастами накапливались технические приемы обработки материала для плетения, умения использовать его практические возможности и художественные особенности.

Наибольшего расцвета во многих странах мира достигло искусство изготовления плетених изделий во второй половине ХlХ и началу ХХ веков.

На изысканную мебель, корзины другие предметы домашнего быта выполнены из обкореной лозы, окрашенные красителями, а иногда и позолоченные, появился такой спрос, что во Франции в провинции Шампань для посадки лозы раскорчевывались даже виноградники.

Этим ремеслом начали заниматься многие люди и даже открывали специальные школы.

В 90-х годах ХlХ века лозоплетиння широко развивалось и на Украине, в частности в Шевченковском. На черниговщине построили лозоплетильний завод.

В настоящее время далеко за пределами Украины известна продукция Черниговской фабрики лозовых изделий. Поддерживают и развивают традиции промышленного лозоплетиння Боромленска фабрика “Лоза” на Сумщине.

Великобагачанска фабрика “Веснянка” на Полтавщини, шевченковская фабрика “Корсунчанка” на черниговщине, Ратковска фабрика “Веснянка” на Волыни, завод “Маяк” на Хмельниччине, Хустска фабрика “Нарциз” на Закарпатье и много других.

В зависимости от материала, художественное плетение разделяют на лозоплетиння, рогозоплетиння и плетение соломкой.

Лоза – самый распространенный естественной материал, который благодаря своей прочности и удобству в работе стал основой для изготовления разнообразных бытовых изделий больших и малых форм.

Раздел 1.

Лозоплетиння в жизни человека.

1.1. История развития лозоплетиння.

Плетение из природних материалов, как допускают достаточно много исследователей принадлежит к первобытным изделиям, и видимо випереджуе ткацкое и изготовление керамической посуды. Но если археология, пока еще не дает материала, чтобы подтвердить первенство плетения, то этнография некоторых народов Австралии, Южнее –Східної Азии, Африки и Америки удостоверяет наличие плетения при отсутствии ткацкого. Логические рассуждения над этой гипотезой приводят к выводу, навиванию и плетению более простые, потому что не нуждаются в предыдущей обработке сырья и особенном оборудовании а потому должны были возникнуть быстрее всего.

Самые длинные археологические достопримечательности плетения – остатки мешков, корзин, тарелок для хлеба, накривок для корзин и глиняной посуды найдено в Египте, Мессопотамии, Балканах, в Великобритании, Швеции и других, и датируются V-IV тыс. к. н.э. В неолите практически возникли все основные техники плетения: спиральная, полотняная (прямое христовидне плетение), каркасная, ленточная, и тому подобное. По большей части для плетения (спирального, полотняного) использовали мягкие материалы: солома, шувар, папирус, камыш, и другие.

Как уже отмечалось, существуют основания считать, что керамическая посуда сначала в некоторых странах изготовляли на плетений основе, то есть корзины для водонепроникнення облепливали глиной. Во время выжига плетений каркас сгорал, а черепок приобретал необходимую прочность.

В следующие эпохи бронзы и железа плетения не приобретало принципиально новых технических достижений. Почти все техники были уже известны, и на долю следующих поколений осталось только их отшлифовать, заботясь о разнообразии и совершенстве конструкции изделий. В Античных странах для плетения чаще использовали прутья деревьев и кустов, их корень и другие материалы. Потому здесь особенно распространилась каркасная техника плетения а корзины разнообразного назначения и формы стали основными типологическими направлениями плетеного производства.

Некоторые предметы из лозы Античных городов Северного Причерноморья по археологическим данным близкие формой и техникой изготовления к изделиям украинского лозоплетиння ХVIII –поч. ХХ ст; что удостоверяет традиционность ремесла и вековую преемственность культуры.

Плетение продолжалось развиваться в прежних ремеслах колониях. Плетени изделия относились к предметам первой необходимости и изготовляли их специальные мастера корзинщики, плетильники рыбацких снаряжений и другие.

Из ивовой лозы плели корзины и детские колыбели, клетки для птиц и ульи.

Плетени изделия многих народов обозначены национальным своеобразием, использование местных материалов, любимых техник плетения, изготовления соответствующих типов вещей. Однако через слабую прочность естественных материалов плетени предметы с этих отдаленных времен до нас не дошли. Существуют лишь разные опосередкови свидетельства их широкого применения.

Мода на плетени изделия сохранилась на протяжении всего средневековья.

1.2. Территориальные особенности лозы.

Самые давние достопримечательности украинского плетения походят с конца ХVIII века и начала ХIХ ст. и сохраняются в музеях Киева, Львова и других городов. Важным источником познания плетених вещей начала ХIХ ст., в частности особенностей их функционирования на Западном Подолье и в Карпатах есть акварели львовского художника Ю. Глоговского.

Рисуя людей в народной одежде и бытовые сцены он в то же время изображал как дополнение плетени корзины, шляпы, клетки.

Лозоплетиння таким образом распространилось в местностях прилегающих к озерам и рекам.

В Карпатах и на Полесье сырьем для плетения из народных материалов были корень сосны, ветви лещины и тому подобное.

Наибольшие центры плетения сосредоточены в тогдашних Киевской, Черниговской, Полтавской, Волынской губерниях и на Галичине.

Развитию промысла плетения из естественных материалов содействовали основанные в 80-х годах ХIХ ст., школы и учебные мастерские. Одна из первых таких школ возникла в 1879 году в с. Нижнив (теперь село в Тлумацкому районе) в 1891 году в городе Сторожинець на Буковине.

Корзинное ремесло было одним из самих распространенных промыслов России на Украине. Кроме Подмосковья большими центрами корзинного ремесла были Костромская, Ярославская, Иванивска, Казанская, Владимирская, Оренбургска а также Черниговская, Киевская, Харьковская, Волынская и другие губернии. Шли
годы, этот промысел постепенно терял свое значение.

Но все же масштабы в наши дни остались значительными. Талантливые мастера и теперь не перестают поражать нас богатством фантазии; утонченностью своих изделий, украшая интерьер современных квартир и общественных сооружений, а также экспозиции наших музеев.

Раздел 2.

Ознакомление с основами лозоплетиння.

2.1. Техника лозоплетиння.

Существует несколько видов (основных) плетения. Самый простой--плетение одним концом. Этим способом в основном заплетает стенки изделий. При замкнутом контуре (круг, овал) и непрерывном плетении количество
стоячкив должно быть непарным.

Плести одним концом можно не только через один стоячек-- один спереди, второй ззади, но и в другом порядке один спереди, два ззади, один ззади два спереди, два ззади два спереди.

Плетение двумя концами рядовое применение при непрерывном плетении с парным числом стояков.

Плетение двумя концами бечевкой – этот способ применяется в начале плетения, так как этим способом за один проход закрепляется, фиксируется в конкретном положении, а также для отделения одного вида плетения от второго.

Плетение тремя концами (бечевка в три прута).

Этот вид плетения применяется для оформления начала плетения или его окончания, а также для отделения одного вида плетения от другого. Иногда его применяют и для сплошного плетения, когда нужно получить красивую вещь.

Плетение парным прутом.

Начинать плетение этим способом нужно начинать с 2-3 бечевок в два или три прута.

Страницы: 1 2 3 4 5

Ступени цена клинкерные ступени.
]> Рейтинг@Mail.ru